Нормативные документы для канатных строп
- В настоящее время на территории Российской Федерации производятся следующие виды канатных стропов:
- - кольцевые стропы (или чалки). Производятся в виде замкнутой петли и используются для непосредственной обвязки груза. Маркируются они как СКК или УСК2. Допустимая грузоподъемность таких стропов по РД от 0,5т. до 32,0т.
- - петлевые стропы. Производятся в виде канатной ветви с петлями на обоих концах. Маркируются как СКП1 или УСК1. Грузоподъемность их по РД также находится в диапазоне от 0,5т. До 32,0т.
- - ветвевые стропы (иногда Многоветвевые называют «пауками»). С одной стороны у них звено для навешивания на крановый крюк, с другой стороны захват (обычно крюк чалочный). Маркируются в зависимости от количества ветвей в стропе как 1СК, 2СК, 3СК, 4СК. Согласно РД грузоподъемность стропов 1СК и 2СК может быть в пределах от 0,5т. до 20т., у стропа 3СК от 0,63т. до 20т., а у стропа 4СК от 0,63т. до 32т.
Полные характеристики и цены представлены в разделе стропы канатные
Чтобы правильно соединить канатную ветвь с грузоподъемным звеном или с крюком применяют коуши. Коушем называют изделие желобчатого сечения, призванное предохранять стальной канат от истирания, деформаций и излишних напряжений. Форма желоба коуша должна соответствовать диаметру каната, для которого данный коуш применяется.
Как уже указывалось, при изготовлении канатных ветвей, существует необходимость заделки концов каната. На данный момент распространены два основных способа заделки: метод ручного заплета и метод опрессовки алюминиевой втулкой. В последнем случае пряди запрессовываются во втулку, образуя с ней однородное по сечению тело. Конструкции и размеры втулок для канатов разных диаметров указаны в РД 10-33-93 и ГОСТ 25573-82.
Метод ручного заплета состоит в том, что пряди распущенного каната вплетают в пряди каната не распущенного. Многие предпочитают заказывать универсальные канатные стропы, изготовленные именно этим методом. В этом случае необходима оклетневка – то есть обмотка заплетенных прядей проволокой или просмоленной лентой. Оклетневка позволяет стропу легко проходить в отверстия рым-узлов при освобождении груза от стропа, что невозможно, если строп завтулен.
Чтобы навесить стропы типа 1СК … 4СК (так называемый строп четырехветвевой) на крановый крюк, в их конструкции используют разъемные и неразъемные грузоподъемные звенья. Для ветвевых стропов это могут быть звенья типов О, Ов1, Ов2, Рт1, Т, Рт3. Звено Ов1, как правило, применяют при изготовлении стропов 1СК и 2СК. Для стропов 3СК и 4СК чаще применяется звено Рт3.
Каждый канатный строп должен быть снабжен паспортом изделия. В этом паспорте указывается изготовитель, тип и грузоподъемность стропа, его длина и дата выпуска. Кроме того, в паспорте указывается порядковый номер стропа, дата его испытаний, обозначение по РД и гарантии. Также каждый строп снабжается специальной маркировочной биркой, на которой дублируются некоторые сведения из паспорта: тип, грузоподъемность, дата изготовления. Если у стропа отсутствует бирка или паспорт, его запрещается допускать к работе.
Канатный строп необходимо регулярно осматривать. Не реже чем один раз в десять дней. Это позволяет вовремя заметить дефекты стропа и предотвратить возможную аварию. В документе ПБ 10.382-00 перечислены допустимые повреждения и дефекты канатных стропов, а также дефекты и повреждения, приводящие к выбраковке.
В частности, выбраковка звеньев, крюков, петель (согласно ст. 7.3.28 документа ПБ 10.382-00) происходит при наличии на них: трещин, деформаций приводящих к изменению первоначального размера более чем на 5%, износе поверхности и вмятинах приводящих к уменьшению площади поперечного сечения более чем на 5%.
Также не должны допускаться к работе канатные стропы, безотносительно количества ветвей – например строп двухветвевой, с деформированными коушами. Аналогично не допускаются стропа и с поврежденными или отсутствующими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки в месте заплета, с крюками без предохранительных замков и с признаками смещения каната в заплете или во втулке.
К сожалению, стоит отметить, что принятые у нас нормативные документы не вполне соответствуют современным требованиям, как и мировым стандартам. Помимо несоответствий в РД 10-33-93 с ПБ 10.382-00 существуют еще досадные неточности. К примеру, согласно РД 10-33-93 грузоподъемность канатных стропов ограничивается 25 тоннами, что не может соответствовать сегодняшним требованиям нашей промышленности. Вследствие этого многие вынуждены изготавливать стропы, опираясь на отраслевые документы и технические условия.
Также в РД разрешается использовать для изготовления канатных стропов канаты по ГОСТ 2688 до диаметра 47,5мм. включительно, хотя многие специалисты считают, что следует ограничить использование этого каната до 22,5мм. диаметра, вследствие его высокой жесткости. В Европе использование таких канатов ограничено диаметром 14,0 мм. Европейские нормативные документы вообще допускают гораздо больший диапазон грузоподъемностей у стропов канатных. Кроме того, замечено, что в Европе канатные стропы используются не так часто как в России. Европейские производители предпочитают или легкие прочные текстильные стропы или цепные стропы из стали Т8.
К примеру, согласно германским стандартам, канат для изготовления стропа должен состоять не менее чем из 114 проволок для стропов диаметром до 14мм и не менее чем из 200 проволок для стропов диаметром более 14мм. Кроме того, они шире и подробнее регламентируют и способы изготовления стропов. Это касается их формы, способов опрессовки комплектующих, способов заделки концов каната, форм и размеров коушей и петель.
Полные характеристики и цены представлены в разделе стропы канатные
Copyright Liftcenter полное или частичное копирование без письменного разрешения запрещено.